КУЛЬТУРА
Бальтусу - 100 лет
Надя Мишустина, 25.08.2008

Фонд Пьера Джанадда в Мартиньи отмечает свое 30-летие выставкой “Balthus 100
anniversaire.” На ней представлены рисунки, эскизы и картины художника, который
родился в начале XX века, а умер в начале XXI.
Бальтус (1908-2001) не давал интервью, не писал манифестов, редко выставлялся
и жил в уединенном загородном
"Улица" (1933, масло, © МОМА,
Нью-Йорк)

поместье. "Бальтус - это художник, о котором ничего не
известно,"как-то пошутил мастер. Кажется, будто искусство XX века обошло его
стороной. Пока его мощные современники - Пикассо, Дюшан - сокрушали не только
реализм, но и вообще представление о художнике, как о человеке что-либо
рисующем, Бальтус копировал полотна старых мастеров в Лувре и перерабатывал
классические образцы Пьеро делла Франчески. Фресковый колорит его картин, годами
длящаяся работа над полотном, кажется, принадлежат древности, как и титул граф
де Рола, который Бальтазар Колоссовский скорее всего выдумал себе сам.
Бальтус прожил исключительно долгую жизнь, 92 года, но творческое наследие
его не велико: "всего 300 работ, в десять раз меньше, чем у Пикассо," уточняется
в выставочной брошюре. Организаторам удалось собрать главные шедевры художника:
"Улица," (1933), "Золотые деньки," (1944-46), "Гостиная" (1942) из нью-йоркского
музея Метрополитен, лондонской галереи Teйт и парижского Центра Помпиду.
Бальтус был виртуозным рисовальщиком: в боковом зале выставлены его рисунки и
чувственные иллюстрации к "Грозовому перевалу" Эмили Бронте. Он обращался ко
всем традиционным жанрам европейской живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) и
насыщал их тревожной атмосферой и фрейдисткими иллюзиями. Но лучше всего
Бальтусу удавались фигуры лолитоподобных девочек, сидящих, читающих или cтоящих
в пикантных позах в строгих, тихих интерьерах.
Бальтус не отступал от фигуративного искусства, но не был чужд и авангарду.
Авангард и сюрреализм показали сомнительность реальности и поставили под вопрос
обладание ею. Так, например, изображая тело, Бальтус не стремится к точности.
Пропорции чаще всего не соблюдаются - голова слишком большая для туловища, в
неловких и изящных позах чувствуется напряженность.
Ощущение неуютности также возникает при взгляде на бальтусовкские
пространства. "Улица" полна смутной тревоги. Причина в том, что Бальтус смещает
центр картины: женщина с ребенком, девочка с мячиком, строитель с доской на
плече- никто не обращает внимание на сцену приставания. Даже расслабленно
домашние, семейные сюжеты, для которых Бальтусу позируют родственники, коты,
дети близких друзей или жена Сетсуко, проникнуты ощущением тревоги и
хичкоковского ужаса.
Леонард Джанадда был знаком с Бальтусом. В подтверждение этому - трогательные
фотографии Бальтуса, его жены и дочери, сделанные Анри Картье-Брессоном. Это,
пожалуй, самое неожиданное на выставке в Мартиньи, ведь на них Бальтус предстает
как есть, без церемониального глянца в будничной, домашней обстановке. Перед
этими фотографиями и биографией художника, расположенной не совсем удобно на
стене узкого корридора, собирается толпа.
Выставка "Balthus 100 anniversaire"
проходит до 23 ноября 2008 г. Каждый день с 9:00 до 19:00. Фонд Пьера Джанадда,
Мартиньи. Tel: + 41 0 27 722 39 78 http://www.gianadda.ch/
От редакции: за время проведения выставки в Фонде Джанадда пройдут два
концерта, которые не могут не привлечь внимания меломанов. 31 августа здесь
выступит выдающийся скрипач Гидон Кремер, а 9 сентября - меццо-сопрано Сесилия
Бартоли. Так что есть возможность усладить и зрение, и слух.